Во время нестабильности внешние потрясения во многом определяют наше поведение. Чаще всего прослеживаются две поведенческих модели: «полный ступор» и «требую перемен» – и все это в условиях самоизоляции. Это, пожалуй, одно из самых неоднозначных явлений, порожденных пандемией: с одной стороны, это единственное действенное средство, позволяющее остановить распространение вируса, а с другой – весьма сложный социальный эксперимент.
В этот период появляется время на новые знания, смыслы и навыки, на которые в обычной суете просто не хватало времени. Наблюдая за тем, как меняется в самоизоляции моя дочь (15-летний подросток), я с удивлением обнаружила, что для спасения себя из бесконечного «беличьего колеса» самоизоляции она применяет вполне менеджерский и исследовательский подход, делает это последовательно и интуитивно, выбирая путь от хаоса к моделированию.
«Отличный кейс!» – подумала я, возможно именно этот пример поможет мне более красочно донести ценность использования модели до тех, кто ищет решение, управляя изменениями на практике в условиях идеального шторма.
В этом материале мы поговорим об изменениях, о том, как правильно трансформировать бизнес-модель и где искать так необходимые всем нам возможности.
В кризис скорость реакции имеет особенно большое значение: нет времени на раскачку и изобретение велосипеда. Действия должны быть последовательными, а путь к успеху операции будет закладываться с первого шага. Процесс моделирования должен быть выстроен так, чтобы ошибки (которые обязательно будут) можно было достаточно быстро определять, а лучше и вовсе предугадывать узкие места заранее для более тонкой настройки системы.
Трансформацию мы будем рассматривать через призму бизнес-модели, переходя в поисках возможностей от простого к сложному.
Итак, вдоволь наигравшись в Minecraft и получив свою порцию свободы от ежедневного посещения школы, Кира вдруг поняла, что так больше неинтересно. Для ребенка «неинтересно» – как для менеджера «неэффективно»: исчерпаны ресурсы, не работают старые хорошо налаженные связи, нет прибыли и результата тоже нет. Кира страдала пару дней, провела ревизию своих желаний, а затем придумала себе новое занятие и обратилась ко мне с просьбой оплатить доставку набора для создания картины по номерам. Именно с этой точки я и начну проводить параллели.
Сначала о видении. Кира точно сформулировала то, что хочет получить на выходе: она хочет нарисовать картину, да не просто на А4, а на настоящем холсте, используя широкую палитру красок. Эта картина здорово украсит профиль в Instagram, станет отличным отчетом о проведенном лете и точно выделит из стайки подружек.
Перейдем к корневым компетенциям: живопись выбрана неслучайно. Кира неплохо рисует и это направление ей интересно.
И последнее в этой части сравнения: для Киры важен результат, а значит, нужно подобрать инструмент, который поможет сделать работу максимально эффективно. Отсюда истинно менеджерское решение – начать писать не на пустом холсте, а использовать модель.
Инструмент для бизнес-моделирования, на первый взгляд, прост. Он состоит из следующих элементов: клиент, рынок, ценностное предложение, цепочка создания стоимости и механизм извлечения прибыли. Именно поэтому бизнес-модель называют объемной моделью бизнеса, в которой происходят все изменения. Бизнес-модель определяет: кто ваши клиенты, что вы продаете, как формируете предложение и почему ваш бизнес приносит прибыль. Если ее ключевые элементы разложить на составные части, мы получим старый добрый шаблон Александра Остервальдера. «Что может быть проще?» – скажете вы. Не торопитесь, все несколько сложнее.
Продолжим аналогию с картиной по номерам. Набор повышенной сложности (на меньшее Кира не согласна) содержит палитру минимум из 24 цветов и большую вариацию размеров. Хорошо зная способности своего ребенка к фантазии, я просто уверена, что после 15% выполненной работы, освоив технику и поняв композицию, Кира начнет смешивать краски и вносить в стройную схему свои смелые коррективы.
И это прекрасно, потому что я жду уникальной первой картины Киры, которая будет долго храниться в моем кабинете. О чем это я? О том, что простота и ограниченность бизнес-модели обманчивы и работа с этим инструментом – это всегда творчество. Только работать мы будем не с красками, а с «кубиком» своего будущего. При этом, ваш результат будет весьма непросто повторить, ведь, изменяя элементы, можно сформировать множество бизнес-моделей. Например, Оливер Гассем в своей книге рассмотрел 55 лучших шаблонов инновационных моделей, и, как вы понимаете, копилка все еще пополняется. Особенно сейчас, когда внешняя среда способствует появлению новых примеров.
Перейдем к технологии. Какие навыки нам понадобятся для работы с бизнес-моделью: умение видеть за пределами отрасли, умение смотреть на бизнес как на сложную систему, способность мыслить целыми категориями бизнес-моделей. И, как бы ни было сложно, кризис подталкивает нас к первому шагу.
1. Новичок. Запускаем бизнес-мышление
Вначале особенно важно понять, как в принципе работает инструмент, разобраться с методологией и обрести главное – базовые навыки. Именно на этом уровне сложно переоценить важность теории, изучения примеров и готовых шаблонов. Главное здесь – понять суть и запустить бизнес-мышление.
Шаблон бизнес-модели на данном этапе позволит совершить меньше ошибок и гарантирует, что вы пройдете весь путь до конца, не упустив ничего важного.
2. Продвинутый. Проводим первые эксперименты
На этом этапе вы научитесь не только идти по намеченному маршруту, но и предпримете попытки переложить знакомую модель на ваш бизнес и скорректировать действия с учетом специфики отрасли и контекста. На этом этапе канва перестает быть жестким трафаретом, но остается компасом, направляющим ваши действия.
3. Эксперт. Придаем модели свой уникальный вид
Когда вы научились работать с инструментом и даже понимаете, как настроить его под вашу конкретную ситуацию, можно приступать к разработке индивидуальных решений. Вы готовы самостоятельно конфигурировать модель, учитывая, что значимые изменения одного из блоков абсолютно точно приведут к изменению всей системы.
На этом уровне вы уже четко осознаете, насколько, по своей сути, недальновидно и ограниченно мыслить только в рамках маркетинг-микса или увлекаться операционными процессами, не обращая внимания на рынок и без оглядки на всю систему.
На этом уровне вы точно начнете менять подходы. Например, перестраивать модель, переводя канал продаж в формат ключевого партнера. Вы же понимаете, что работать с ним в этом случае вы начнете совсем иначе? А как вы смотрите на такую идею: сделать клиента не просто покупателем, а каналом продаж или инструментом продвижения? Именно на этом построена модель сетевого маркетинга и создание потребителя-амбассадора. Смотрите, как простая на первый взгляд мысль перестраивает бизнесы и меняет целые отрасли!
4. Мастер. Создаем инновационные бизнес-модели
На этом уровне вы можете не просто менять элементы модели и настраивать под них всю систему, но и создавать инновационные бизнес-модели, которые требуют преобразований по крайней мере в двух измерениях. Это уже высший пилотаж. Теперь вы можете начать быстро тестировать разные модели на основе прототипов, дорабатывая их по результатам тестирования и внедряя в зависимости от ситуации и целей.
Бизнес-модель для меня – самое интересное и точно самое серьезное, что есть в стратегии и бизнесе в целом. Когда вы перестаете рассматривать ее как инструмент и шаблон, и понимаете всю силу этого невероятного ресурса – тогда и только тогда вы действительно можете менять бизнес-логику, выходить за пределы привычного в вашей отрасли и создавать «голубые океаны».
А пока я с нетерпением жду результатов творчества Киры и готовлю стены под ее картинную галерею (для начала, в рамках нашей квартиры). В успехе дочери (равно как и в вашем) я нисколько не сомневаюсь, ведь желание, свобода, энергия и задор, помноженные на правильный бизнес-подход, точно сделают свое дело!