Как создать что-то новое либо открыть новые грани старого?
Для современного бизнеса характерен ряд тенденций:
- предложение товаров и услуг превышает спрос;
- исчезли специализированные рыночные ниши, где можно долгое время удерживать высокие цены.
В таких условиях большинство компаний стремится отвоевать долю рынка, конкурируя по цене. В результате снижается прибыль, многие продукты превращаются в стандартизированный массовый товар. Такой традиционный подход в конкурентной борьбе называется «стратегия красного океана».
Красные океаны – это известные рыночные пространства, существующие сегодня. В красных океанах границы отрасли определены и приняты, а правила игры известны. Здесь компании стараются превзойти конкурентов, чтобы захватить бόльшую долю существующего спроса. По мере насыщения рынка прибыль и рост снижаются, а конкуренция по цене становится беспощадной или «кровавой». Отсюда и термин «красные океаны».
Однако существуют компании, которые строят бизнес по-другому.
Так, например, компания Curves. Компания нашла целевую аудиторию среди женщин, которые теряются перед обилием сложных тренажеров в спортивном зале или не хотят тратить много денег на занятия в дорогой сети фитнес-клубов. При этом они не могли полноценно заниматься фитнесом дома из-за недостаточной мотивации и постоянных отвлекающих факторов.
Сurves объединила преимущества занятий в тренажерном зале и домашних тренировок и максимально избавилась от недостатков, присущих обоим направлениям. Решением стало создание фитнес-клуба с простыми тренажерами, расставленных по кругу, практически полным отсутствием зеркал и дружелюбной атмосферой.
Спустя двадцать лет после открытия первого клуба сеть насчитывает более десяти тысяч филиалов по всему миру с аудиторией более четырех миллионов человек. Таким образом, самая большая женская фитнес-франшиза в мире началась с создания нового рыночного пространства, которое принято называть «голубым океаном».
Основная цель стратегии голубого океана – инновация ценности, то есть повышение потребительских качеств товара или услуги. Достигнуть этого можно, если компания поддерживает баланс между потребительской полезностью, ценой и издержками.
Стратегия голубого океана описана в бестселлере Чана Кима и Рене Моборн «Переход к голубому океану». Работа авторов основана на более чем десятилетнем исследовании, охватывающем около тридцати отраслей промышленности за последнюю сотню лет.
Как свидетельствуют результаты исследования Innovation Frameworks, проведенного EY в июле 2019 года, менее четверти компаний уверены, что способны предложить инновационные решения.
Что позволяет компаниям развивать бизнес, создавать новый спрос на продукт и услугу или просто выделяться из группы конкурентов?
Вот несколько рекомендаций, как найти свой «голубой океан»:
Основная задача для руководителя здесь: увидеть новую нишу и предложить новый уникальный вариант удовлетворения текущей потребности клиентов, например, сократить функциональную полезность или добавить эмоциональную привлекательность существующему продукту / услуге в отрасли, как однажды сделал цирк Cirque du Soleil.
По данным исследований авторов концепции «голубого океана», новый продукт возникает лишь в 14% случаев, которые обеспечивают 61% общей прибыли. Это показывает, что у компаний, выбирающих стратегию «голубого океана», намного больше шансов на успех.
Наталья Сокова – старший менеджер Академии бизнеса EY, специализируется в области управления рисками, внутреннего контроля. Сертифицированный риск-менеджер (IRM Cert), Certified Practitioner in Change Management (ADKAR), ACCA, тренер-консультант, фасилитатор.