Стратегия инновационного бизнеса: как найти «новый океан»

Как создать что-то новое либо открыть новые грани старого?

Для современного бизнеса характерен ряд тенденций:

  • предложение товаров и услуг превышает спрос;
  • исчезли специализированные рыночные ниши, где можно долгое время удерживать высокие цены.

В таких условиях большинство компаний стремится отвоевать долю рынка, конкурируя по цене. В результате снижается прибыль, многие продукты превращаются в стандартизированный массовый товар. Такой традиционный подход в конкурентной борьбе называется «стратегия красного океана».

Красные океаны – это известные рыночные пространства, существующие сегодня. В красных океанах границы отрасли определены и приняты, а правила игры известны. Здесь компании стараются превзойти конкурентов, чтобы захватить бόльшую долю существующего спроса. По мере насыщения рынка прибыль и рост снижаются, а конкуренция по цене становится беспощадной или «кровавой». Отсюда и термин «красные океаны».

Однако существуют компании, которые строят бизнес по-другому.

Так, например, компания Curves. Компания нашла целевую аудиторию среди женщин, которые теряются перед обилием сложных тренажеров в спортивном зале или не хотят тратить много денег на занятия в дорогой сети фитнес-клубов. При этом они не могли полноценно заниматься фитнесом дома из-за недостаточной мотивации и постоянных отвлекающих факторов.

Сurves объединила преимущества занятий в тренажерном зале и домашних тренировок и максимально избавилась от недостатков, присущих обоим направлениям. Решением стало создание фитнес-клуба с простыми тренажерами, расставленных по кругу, практически полным отсутствием зеркал и дружелюбной атмосферой.

Спустя двадцать лет после открытия первого клуба сеть насчитывает более десяти тысяч филиалов по всему миру с аудиторией более четырех миллионов человек. Таким образом, самая большая женская фитнес-франшиза в мире началась с создания нового рыночного пространства, которое принято называть «голубым океаном».

Основная цель стратегии голубого океана – инновация ценности, то есть повышение потребительских качеств товара или услуги. Достигнуть этого можно, если компания поддерживает баланс между потребительской полезностью, ценой и издержками.

Стратегия голубого океана описана в бестселлере Чана Кима и Рене Моборн «Переход к голубому океану». Работа авторов основана на более чем десятилетнем исследовании, охватывающем около тридцати отраслей промышленности за последнюю сотню лет.

Как свидетельствуют результаты исследования Innovation Frameworks, проведенного EY в июле 2019 года, менее четверти компаний уверены, что способны предложить инновационные решения.

Что позволяет компаниям развивать бизнес, создавать новый спрос на продукт и услугу или просто выделяться из группы конкурентов?

Вот несколько рекомендаций, как найти свой «голубой океан»:

Основная задача для руководителя здесь: увидеть новую нишу и предложить новый уникальный вариант удовлетворения текущей потребности клиентов, например, сократить функциональную полезность или добавить эмоциональную привлекательность существующему продукту / услуге в отрасли, как однажды сделал цирк Cirque du Soleil.

По данным исследований авторов концепции «голубого океана», новый продукт возникает лишь в 14% случаев, которые обеспечивают 61% общей прибыли. Это показывает, что у компаний, выбирающих стратегию «голубого океана», намного больше шансов на успех.

Наталья Сокова – старший менеджер Академии бизнеса EY, специализируется в области управления рисками, внутреннего контроля. Сертифицированный риск-менеджер (IRM Cert), Certified Practitioner in Change Management (ADKAR), ACCA, тренер-консультант, фасилитатор.

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам