Логистика: одни риски наслаиваются на другие

Как работает транспортный рынок во время пандемии?

В сентябре 2020 года консалтинговая компания E&Y заявила: 94% компаний из списка Fortune 1000 сообщают о сбоях в поставках в связи с эпидемией COVID-19. При этом такие проблемы, скорее всего, представляют собой лишь верхушку айсберга с учетом совокупного удара по экономике. По расчетам аналитического агентства Oxford Economics, в условиях пандемии мировой экономический рост может сократиться более чем на $1 трлн.

О том, как транспортный рынок справляется со стрессами, рассказывает предприниматель, владелец группы компаний «Бизнес-логистика» Анна Фомичева

Billionaire’s Business School: Как сообщают информационные агентства, в результате пандемии разрушаются мультимодальные логистические цепочки – эту тенденцию специалисты заметили летом 2020 года. Сайт retail.ru пишет, ссылаясь на опыт Китая, что самой пострадавшей стороной при этом оказываются автомобильные перевозки. Почему именно они? 

Анна Фомичева: Конкуренция между железной дорогой и автоперевозчиками была всегда. Во всем мире рост тарифов на железнодорожные перевозки заставляет грузоотправителей переключаться на автотранспорт. 

Высокие тарифы, жесткие требования к сортировочным и приемным станциям, многократная необходимость погрузки-разгрузки заставили потребителей в Китае перейти на автотранспортную доставку. В пользу автотранспортных перевозок играют гибкость, короткие сроки доставки, отсутствие необходимости формировать большие партии отправки, легкая адаптация к местным условиям, низкие требования к приемным сооружениям, а также возможность транспортировки «от двери до двери». 

Однако во время пандемии автомобильное сообщение между городами КНР было приостановлено, исключения были сделаны для транспорта, перевозящего товары первой необходимости. Водителям при пересечении административных границ было предписано соблюдать 14-дневный карантин.

В результате железная дорога получила преимущество перед автомобильным транспортом.

Billionaire’s Business School: Автомобильные перевозки на территории России тоже пострадали из-за санитарных ограничений?

Анна Фомичева: Постоянный рост тарифов РЖД заставил грузоотправителей переключаться на автотранспорт. Основной переток пришелся на 2014 год, когда бизнес искал логистические решения в условиях экономического спада, вызванного введенными санкциями. Фактически автотранспортные перевозки заняли лидирующие позиции за счет своей мобильности, широкой географии и возможности работы по принципу «от двери до двери». 

Во время пандемии проблемы начались на границах страны, в частности, в январе 2021 года на Дальнем Востоке скопились очереди из фур, въезжающих в Китай. Причина – карантинные мероприятия, которые проводят таможенные и пограничные органы КНР в отношении каждого грузовика. На таможенных пунктах очереди составляют от нескольких десятков до нескольких сотен машин.

Billionaire’s Business School: Фуры периодически скапливаются в разных частях света. Какая из причин транспортного коллапса между Британией и Францией, случившегося перед Новым годом, является основной?

Анна Фомичева: Главных причин две: Brexit и новый штамм вируса в Британии. Желания урегулировать вопросы, связанные с транспортным коллапсом, не было ни с одной стороны. Позиция Брюсселя заключается в том, что Британия не должна сохранять свободный доступ к внутреннему рынку Евросоюза и при этом не подчиняться европейским регулирующим органам. Разногласия были и по рыболовству. Евросоюз настаивает на том, что, если европейские рыболовы не смогут вести промысел в территориальных водах Великобритании, то британская сторона в качестве ответной меры не будет допущена к сбыту рыбной продукции в ЕС.

Billionaire’s Business School: Как вы полагаете, чему учит грузовладельцев и логистов предновогодний британско-европейский кейс?

Анна Фомичева: Готовности всегда быть в форме: надо понимать, что транспортные коллапсы возникают там, где один фактор риска наслаивается на другой. В данном случае совпали во времени и в пространстве два фактора риска – новый штамм коронавируса и Brexit. Никто не может гарантировать, что через некоторое время два других фактора риска не совпадут в другой точке планеты.

Billionaire’s Business School: Какие советы вы можете дать логистам и грузоотправителям, чтобы захеджировать эти риски?

Анна Фомичева: Логистам я советую отслеживать новости и анализировать их на предмет скрытых рисков. Также я рекомендую максимально креативно подходить к вопросам поставок и не зацикливаться на традиционных отлаженных маршрутах. В условиях пандемии обходной маршрут (например, через страны СНГ) может оказаться эффективнее, чем прямой. 

И логистам, и грузоотправителям я советую максимально заботиться о клиентской базе: пандемия рано или поздно закончится, будущее вашего бизнеса зависит от того, сохраните вы доверие клиентов или нет. Некоторые грузовладельцы в условиях, когда разрушились мультимодальные системы поставок, начали доставлять товары себе в убыток самолетами – они делают это, чтобы выполнить обязательства по контрактам, выигранным в тендерах, и сохранить клиентские отношения. На мой взгляд, они поступают правильно.

Billionaire’s Business School: Какие решения приняли регуляторы, чтобы облегчить бизнес участникам транспортного рынка?

Не так уж много. Назову рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июля 2020 года №11 «О санитарно-эпидемиологических рекомендациях по организации работы объектов «зеленых коридоров (транспортных маршрутов)» на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19».  

Документ содержит предложения по организации работы объектов «зеленых коридоров» на таможенной границе и на таможенной территории ЕАЭС, включая проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий. К этим объектам относятся автозаправочные станции, пункты технического обслуживания, отдыха и питания водителей.

17 марта 2020 года Росаккредитация опубликовала официальные рекомендации по проведению процедур сертификации (отбор образцов, инспекционный контроль, окончание срока сертификата) во время действия сложной эпидемиологической ситуации в связи с коронавирусом. Основные положения документа:

1. Если пришло время инспекционного контроля, его можно перенести на срок до 6 месяцев.

2. Если в ближайшее время заканчивается срок действия серийного сертификата, то аккредитационный орган может выдать новый, также на серию. Но только если результаты последней периодической проверки положительные, и по продукции нет нарушений. Инспекционный контроль по такому сертификату необходимо провести в течение 3 месяцев после исключения страны с производством из перечня стран, не рекомендуемых к посещению в настоящий момент.

3. Для впервые сертифицируемой продукции (и с уже истекшими сертификатами) следует применять схемы на партию, а не на серийный выпуск.

4. Органам приостановить услуги, связанные с выездом экспертов в страны, не рекомендованные к посещению.

Пункты 1 и 2 могут применяться и к выпускаемой в России продукции при согласии заявителя.

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам