Почему россияне не говорят по-английски?

Спрос на изучение иностранных языков генерирует небольшая часть общества.

Российские онлайн-школы, обучающие иностранным языкам, исправляют недоработки общеобразовательной школы. Впрочем, изучать английский хотят немногие россияне.

Школа работает плохо? Мы идем к вам!

Российская школа не может научить английскому языку: большинство выпускников не способны не только говорить, но и читать на английском.

Одной из главных причин является отсутствие хорошо подготовленных педагогов с высоким уровнем языка: средний уровень знания языка – Pre-intermediate – равен уровню 5-6-летнего носителя. Чему может научить человек, который сам не владеет предметом?

В странах, где государственная система работает нормально, частного образовательного бизнеса не видно. В скандинавских странах после окончания школы дети общаются на английском языке так же легко, как и на родном. Общеобразовательная школа в странах Северной Европы хорошо справляется со своими обязанностями, поэтому в этом регионе нет места для языковых онлайн-школ.

Российская школа не учит английскому потому, что на самом деле иностранный язык в повседневной жизни россиянину не нужен. Наша страна не интегрирована в международные коммуникации и у россиян нет ежедневной необходимости говорить на английском. Поэтому общество и не требует от школы обучать языку.

Те, кто действительно хочет изучить английский, обращаются к репетиторам или в онлайн-школы.

Кто учит английский?

Сегодня наши обучающиеся делятся на три категории: взрослые, дети, «корпораты». На детей и корпоративных учеников приходится по 30% клиентов Skyeng, на взрослых – 40%. Основной поток слушателей генерируют Москва и Санкт-Петербург – примерно по 40 тысяч человек за год. В регионах пользователей в разы меньше: там мало людей, для которых время важнее денег.

Первыми клиентами Skyeng были взрослые в возрасте от 25 до 45 лет, которые готовы платить за себя сами. Число студентов, достигших 45 лет, плавно снижается, хотя у нас есть и 80-летние студенты!

Детский клиентский сегмент возник позже, когда взрослые ученики стали приводить учиться своих детей. Школьников можно разделить на две основные группы – двоечники и отличники. Всех приводят родители, но клиентом для нас является ребенок. И наша задача в том, чтобы ребенку нравилось заниматься. Иначе он найдет способ саботировать занятия. Родительские уговоры и угрозы не помогут.

Третья группа – взрослые, изучающие английский в рамках корпоративного социального пакета. Что любопытно, эта категория показывает высокую мотивацию и хорошую успеваемость. И им, и рознице мы объясняем, что с английским они смогут смотреть фильмы и читать любую профессиональную литературу не в переводе, а на языке оригинала. Это работает. Есть и небольшое количество истинных карьеристов, для которых английский – не цель, а средство. Этим никакая дополнительная мотивация не требуется.

Идем по пути стоматологов

Мы считаем, что будущее дополнительного образования в России повторит судьбу коммерческой медицины, в частности, стоматологии. Первые частные медицинские клиники, открывшиеся после развала Союза, были стоматологическими. И всего за несколько лет люди с изумлением узнали, что вежливые врачи в красивых кабинетах могут лечить зубы без боли. Этот положительный опыт постепенно сформировал социальный заказ. В результате сегодня государственная медицина старается сделать приличным хотя бы фасад. По крайней мере уже ликвидировали вселяющие ужас регистратуры с лающим персоналом.

Реформировать нынешнюю образовательную систему по щелчку – невозможно. Однако сегодня мы разбрасываем семена, из которых позже вырастет мощный массовый спрос на повсеместное повышение уровня преподавания языка. Тогда система будет вынуждена на это среагировать. Пока же народное недовольство еще не дошло до крайней степени, хотя спрос на дополнительный английский уже достаточно заметный.

Кто у нас преподает?

С самого начала наш преподавательский состав делится на носителей языка и русскоязычных. На старте, когда доллар стоил около 30 рублей, у нас было до 70% носителей. Соответственно 30% учителей были русскоговорящими. После скачка доллара в декабре 2014 года услуги носителей резко подорожали. К тому же лучших из них перетянул к себе Китай, который в последние годы энергично развивает образовательную сферу, и преподавателям там готовы платить 20-25 долларов в час.

Сегодня у нас – 80% русскоговорящих преподавателей. Это оптимальный процент с учетом экономический реалий. Более дешевых филиппинцев мы нанимать не собираемся, а хорошие носители существенно подорожали.

Главный конкурент – не школа

Нам в Skyeng удалось восполнить многолетние недостатки советско-российской системы обучения и решить сразу несколько системных проблем российской школы. Это хроническая нехватка похвалы, устаревшие, нудные методы обучения, низкие геймификация и виртуализация, пренебрежение оригинальным англоязычным контентом и общением с носителями.

Таким образом, может сложиться мнение, что мы – альтернатива школе. Однако это не так. Мы ее дополняем. Просто потребности и, соответственно, объем этого дополнения у всех разный. У кого-то он составляет 90%, а кому-то достаточно и 20%.

Нашими главными конкурентами и основными врагами обучения, в том числе, онлайн, являются соцсети, компьютерные игры, сериальчики – убийцы свободного времени, которого у современных людей все больше. Мы бьем врага его же оружием – стараемся делать развитие привлекательным за счет микса образования и развлечений. Учитывая тот факт, что все больше россиян учатся онлайн, верим, что победа будет за нами.

Хотите узнать, как устроен успешный бизнес компании Skyeng? Присоединяйтесь к курсу «Как сделать продукт лучшим на рынке? Лидерство платформы Skyeng»

Фото: Александр Кучерявый

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам