fbpx

Как отбиваться от «черного лебедя»?

Эксперт Петр Меберт

Что нужно делать в условиях кризиса: семь советов собственникам бизнеса.

Для того, чтобы не растеряться в период кризиса, собственникам компаний нужно построить продуманный план действий. Эти советы помогут вам составить антикризисный план.

1. Отделите главное от второстепенного

Критически посмотрите на операционную деятельность и постарайтесь понять, что в ней важно для выживания, а что – второстепенно. Просканируйте все аспекты работы с клиентами, продуктами,  поставщиками, финансовыми институтами, альтернативными источниками поставки, государственными органами власти, налоговой инспекцией или другими надзорными органами, наконец, с собственной командой. Во всех этих направлениях нужно выделить самое главное – отделить зерна от плевел. Это позволит сфокусировать усилия на жизненно важных задачах бизнеса.

2. Укрепите доверие в команде

Акционерам и топ-менеджерам нужно собрать вокруг себя ключевую команду. Это критически важно. Каждый должен понимать, что сотрудники компании находятся в одной лодке и что от выживания лодки зависит выживание каждого. В кризис очень важна коммуникация, обеспечивающая высокий уровень доверия. Надо специально работать над ростом доверия в команде. В широком смысле слова, команда – это все контрагенты, с которыми работаете. С ними тоже нужна коммуникация, коммуникация и еще раз коммуникация.

3. Создайте антикризисный штаб

После того как вы определили ключевые направления, создайте антикризисный штаб, который должен каждодневно решать актуальные задачи. Распределите зоны ответственности между акционерами, партнерами и участниками управленческой команды. Между всеми ними должны быть налажены эффективные коммуникации.

4. Стригите не все, что растет

При составлении антикризисного плана будьте аккуратны. Нужно избегать принятия таких мер, которые могут привести к гибели компании после кризиса. Призывы никому не платить, всех уволить, бросить всех за борт могут оказаться плачевными. Когда кризис пройдет, а он в любом случае пройдет, вам придется вернуться к прежним поставщикам, партнерам и смежникам, и надо постараться, чтобы они не отвернулись от вашей компании как от бесчестного игрока.

5. Проанализируйте ошибки

Одновременно с антикризисными мероприятиями начните подготовку к следующему этапу в жизни компании. При переходе к новому этапу вам будет полезно провести работу над ошибками, чтобы понять, что было сделано не так? Как нужно было действовать, чтобы компания была лучше подготовлена к работе в условиях стресса? Может быть, нужно было диверсифицировать каналы или сосредоточиться на другой категории клиентов? Или по-другому строить продуктовый портфель? Проанализируйте динамику оборотного капитала, запасы, состав поставщиков, географию бизнеса, организационную структуру, систему мотивации, венчурные идеи… Возможно, вы решите создать стабилизационный фонд на случай будущих форс-мажорных обстоятельств.

6. Задумайтесь о будущих возможностях

Во время любого кризиса одни компании проигрывают, другие – выигрывают. Даже в самых сложных ситуациях можно найти идеи для будущего развития. Просканируйте пространство вокруг компании и задумайтесь о том, не пора ли позаботиться о диверсификации бизнеса, об усилении роли онлайн-компонента, о создании новых продуктов, об обновлении клиентской базы, об удержании новых сотрудников, об обновлении отношений с ключевыми поставщиками и партнерами… Когда кризис закончится, эти идеи очень пригодятся вам при моделировании будущего компании.

7. Сформулируйте стратегию  

Не забудьте обсудить эти идеи при разработке стратегии развития компании. В большинстве российских компаний отсутствует стратегический менеджмент. Кто-то может спросить, зачем писать стратегию, если в любой момент может прилететь «черный лебедь»? Однако в рамках любой продуманной стратегии есть сценарный анализ. Более того, он лежит в основе стратегии. Если у вас есть видение, какой должна быть компания в будущем, ваша компания будет более устойчивой. Сценарный анализ поможет вам быстрее и точнее ориентироваться бизнес-среде и в разгар кризиса, и после того как кризис минует.

Автор – партнер компании TopCEOTeam.

Фото: pixabay.com

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам