Каким будет бизнес после пандемии коронавируса

Компаниям предстоят серьезные изменения, они затронут все аспекты бизнеса.

2020 год стартовал очень динамично: возрастающая торговая напряженность поставила под сомнение жизнеспособность существующих цепочек поставок и шире – будущее глобальной торговой системы. В марте распространение вируса COVID-19 было признано пандемией, а сделка OPEC+ развалилась. Все эти события как лавина обрушились на мировую экономику 

Первые жертвы «черного лебедя»

Первыми пострадали гостиничный бизнес и туризм, авиакомпании, фитнес-индустрия, салоны красоты, кинотеатры, клубы, рестораны и т.д. В зоне риска находятся все, для кого невозможен переход в онлайн-формат. Аренда и обязательные выплаты тяжким бременем ложатся на малый бизнес. Риски, которые создает пандемия, сильно ударят по многим отраслям, без поддержки государства многие компании могут исчезнуть. 

Из-за вспышки заболеваемости были приостановлены или перенесены почти все крупные спортивные события ближайших месяцев, включая Олимпийские игры, «Евро-2020», чемпионат мира по хоккею и т.д., это ведет к огромным убыткам не только спортивных ассоциаций, федераций и т.д., но и также всех, кто зависит от спортивного бизнеса. 

Развивающиеся страны: «все сложно»

Мы являемся свидетелями «перетряхивания» мировой экономики. Глава МВФ Кристин Лагард прогнозирует в 2020 году глобальную рецессию и говорит, что восстановление мировой экономики начнется только в 2021 году.

От кризиса больше всего пострадают развивающиеся страны – их ждет отток капитала, сокращение поступлений валюты. По состоянию на конец марта уже зарегистрирован крупнейший отток капитала за всю историю: около $83 уже выведены инвесторами из стран с формирующимся рынком. Развитые страны более подготовлены к кризису. 

Оптимисты думают о тактике

Для того, чтобы определить влияние COVID-19 на бизнес и экономику, PwC проводит раз в две недели опрос финансовых лидеров в США и Мексике. В результате такого исследования было выявлено, что 58% респондентов считают, что их прибыль уменьшится в 2020 году в результате COVID-19; также 54% респондентов отметили, что вспышка коронавируса может оказать «существенное» влияние на их деловые операции.

Большинство лидеров, опрошенных PwC ожидают, что их бизнес вернется в нормальное русло в течение трех месяцев, при условии, что пандемия будет остановлена. Руководители компаний надеются на такой исход событий и сосредоточены на краткосрочных антикризисных решениях. О стратегических последствиях опрошенные они пока не думают. 

«Цифра» против кризиса

Для того, чтобы противостоять пандемии, правительства и органы местной власти по всему миру пытаются применять цифровые технологии. Первыми меры цифрового контроля за передвижением граждан принял Китай. Мэрия Москвы, как сообщают информационные агентства, тоже собирается отслеживать передвижения горожан в период карантина с помощью банковских транзакций, данных геолокации и видеокамер.

Подобные меры, развернувшиеся по всему миру, скорее всего приживутся. Власти будут использовать их и после окончания пандемии. Под предлогом безопасности населения они изменят баланс между правами и свободами граждан. 

Компании уходят в интернет

Впрочем, в период пандемии цифровыми технологиями стали активно интересоваться не только чиновники, но и предприниматели. От наступления вируса выигрывают (помимо фармацевтов) те компании, которые смогли оперативно переориентироваться в онлайн-формат, подстроиться под форс-мажорные события и предоставить уникальные продукты. Также в выигрыше некоторые онлайн-сервисы, онлайн-школы, телекоммуникационные компании, софтверные компании фармацевты.

Спасительный «сдвиг в цифру» мы наблюдаем не впервые. В 2002-2003 годах вспышка атипичной пневмонии SARS привела к значительному росту китайской электронной коммерции: потребители оставались дома, и компания Alibaba использовала кризис как возможность построить онлайн-рынок Taobao, который стал драйвером роста e-commerce. 

Через 18 лет опыт Alibaba оказался полезен другим крупным игрокам. В первом квартале 2020 года Starbucks закрыл до половины своих магазинов примерно на месяц во время подавления коронавируса в Китае, с тех пор Starbucks развернула аналогичные меры на других рынках, причем даже в странах с меньшим рейтингом заболеваемости, таких как Канада, в результате чего Starbucks все чаще прибегает к модели To go (переход на автоматизированные пункты самообслуживания). Такие игроки, как UberEats и Deliveroo, быстро отреагировали на COVID-19, предложив новые варианты доставки в формате No contact.

Что ждет бизнес в России?

В России и до прибытия «черного лебедя» хватало собственных проблем. Начиная с 2014 года экономика страны или не растет, или растет очень медленно. В результате санкций мы отрезаны от рынков капитала, от рынков заимствования, от технологических рынков. Российский бизнес страдает от рисков, которые создает административная система…

На эти хронические проблемы российской экономики в марте 2020 года наслоились еще две: падение цен на нефть в марте и эпидемия коронавируса. 

Это дает основания предположить, что российский бизнес понесет серьезные потери в результате пандемии коронавируса и что в зоне риска прежде всего окажутся компании малого и среднего бизнеса. 

Вот, как оценивают ситуацию мои коллеги, партнеры компании TopCEOTeam.

То, что мы считали главным, оказалось второстепенным

Игорь Столяров

«Количество вызовов в экономике и в обществе накапливалось и в марте достигло критической массы. Нужен был триггер, и он появился. Бизнес-пейзаж изменился. Приоритеты стали другими.

Вчера мы размышляли о том, когда наши «Озоны», копирующие Amazon, выйдет на самоокупаемость, когда «Перекресток» достигнет операционной безубыточности, когда «Утконос» расплатится со своими долгами, когда Delivery найдет инвесторов не только в виде Mail.ru и проведет IPO… 

Сегодня повестка дня изменилась. Сервисы, которые мы принимали за второстепенные или вспомогательные, вдруг стали главными. Критически важной стала представленность компании в онлайн-пространстве. Те бизнесы, у которых была двойная модель (офлайн + онлайн), полностью ушли в онлайн и показывают взрывной рост. Те, кто ставил на онлайн, оказались в выигрыше. Те, кто планировал развивать только офлайн, кусают локти.

Когда-то компании соревновались в борьбе за материальные активы. Потом стали сражаться в борьбе за капитализацию бренда. В период пандемии на первый план выходит социальная ответственность: бизнес, который сегодня дотирует определенные социальные сервисы, который не наживается на коронавирусе, а действительно помогает обществу справиться с вирусом, наращивает социальное доверие. Оно непременно будет конвертировано в капитализацию бренда и повысит стоимость компании. Это очень серьезное обновление парадигмы в которой работает бизнес. 

У многих собственников и топ-менеджеров в результате пандемии изменится отношение к формам занятости. Руководители компаний прозреют и поймут, что им не нужно такое количество людей в офисе, что они могут обойтись без колл-центра или IT-подразделения в штате, потому что эти подразделения вполне могут работать либо из дома, либо по запросу. 

Нас ждет серьезная трансформация рынка труда. «Черный лебедь» заставит этот сектор экономики измениться, и он никогда уже не будет прежним».

Эпоха больших офисов закончилась

Марина Починок

«То, что происходит сейчас, является колоссальным стресс-тестом для людей, компаний, бизнеса и для общества в целом. После таких событий, на мой взгляд, в бизнесе наступят необратимые изменения.

В корпоративной культуре на смену ценности контроля придет ценность доверия. Появится уважение к другим людям: каждый из нас переосмыслит свое отношение к себе, к другим людям, к совместной работе.

Руководители приобретут колоссальный опыт менеджмента в новых условиях, включая постановку задачи, создание правил игры, вовлечение, мотивацию, оценку участников команд… Они гораздо яснее, чем до кризиса, будет представлять компетенции сотрудников. Топ-менеджеры в ходе кризиса уточнят свои представления о том, кто является ценным игроком, а кого не стоит брать с собой дальше.

Компании научатся очень аккуратно относиться к своим затратам. Видимо, главным принципом в финансовом менеджменте после окончания пандемии будет принцип достаточности. Например, работа в удаленном формате приведет к тому, что от больших офисов компании будут переходить к коворкингам, в которых сотрудники будут собираться для решения конкретных задач. Отказ от больших офисов означает наступление совершенно новой ситуации на рынке офисной недвижимости.

Нас ждет новое понимание истинной ценности профессий и вещей. Возможно, в результате кризиса мы поймем, что имеет большую ценность – умение выпекать хлеб или модные джинсы от Armani и будем учиться и совершенствоваться не только каким-то таким вещам, но и простым земным ремеслам. Это означает полную перезагрузку маркетинга».

Восстановление экономики будет быстрым

Дмитрий Бетанели

«Чем больше я изучаю этот вопрос, тем больше убеждаюсь, что восстановление экономики после кризиса будет бодрым. 

Рынок ценных бумаг уже отразил самые худшие ожидания. Бизнес нашел вектор своего будущего развития: мир ускорил движение в направлении онлайн. 

В отношении стоимости компаний предполагаю следующее. Оценка сервисных и транспортных индустрий в ближайшем будущем будет отражать дополнительный риск. А вот весь онлайн-сектор и технологические компании получат премию в оценке. 

В результате экономического кризиса следует ожидать, что доля государства в национальных экономиках увеличится».

Успешные компании могут утроить свою долю на рынке

Сергей Дощенко

«Без сомнения посткризисный мир будет отличаться от нашего привычного мира тем, что он будет еще более цифровым. В цифру уже перешли большая часть информации и развлечений. Полностью цифровыми стали каналы коммуникации. Значительно цифровыми через мобильные платежи стали деньги.

Во время продолжительного карантина компании протестируют на прочность процессы и IT-платформы для продажи товаров повседневного спроса и попробуют радикально масштабировать эти решения. Аналогичные процессы будут идти и в секторе B2B. Впрочем, весь мир не перейдет в онлайн ни в 2020, ни в 2021 году. Для этого пока нет ни гуманитарных, ни технологических предпосылок. 

Полагаю, что успешные цифровые компании, прошедшие через взрывной рост спроса, как минимум утроят свою долю на рынке в течение 1-2 лет только из-за радикальных изменений, которые вызвал этот кризис. Такой же звездный час будет и для поставщиков успешных цифровых IT-решений».

Фото: pixabay.com

Ищете идеи для развития бизнеса после кризиса? Ознакомьтесь с курсами Школы Миллиардера!

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам