fbpx

Если вы не боритесь с рисками, то риски борются с вами

Риск-менедмент

Кризис меняет поведение потребителей и бизнес-модели компаний.

Локдаун 2020 стал одним большим и неожиданным реализовавшимся риском, когда разорвались цепочки деятельности по всему миру: оторванные поставщики, закрытые производства и торговые площади, изолированные покупатели, остановившаяся логистика – перечислять можно до бесконечности.

Этот кризис структурно изменил некоторые секторы экономики и поведение клиентов, компании стали задумываться о том, как должна измениться их бизнес-модель.

«Блокировки» будут постепенно сниматься во всем мире, и компании должны тщательно подготовиться к возобновлению работы. Однако, немногие компании могут позволить себе сместить акцент с «тушения пожаров» на стратегическое управление бизнесом.

Перед риск-менеджментом стоят серьезные вопросы: можно ли подготовиться к чему-то подобному, и как это сделать?

Сейчас в профессиональных кругах ведётся много споров о том, действительно ли мы получили наглядный пример «черного лебедя»? Однозначного ответа нет, но он и не нужен, так как основная задача риск-менеджмента – это перспективный анализ неопределенных ситуаций будущего, «новой реальности».

Новая роль риск-менеджмента включает в себя активную помощь компании в принятии ключевых решений на всех уровнях, от стратегического до операционного. 

Для того чтобы в условиях высокой неопределенности компания смогла принимать качественные решения, нужна очень высокая степень зрелости риск-менеджмента. К сожалению, наличие формально утверждённой Политики по рискам, отдельно выделенного подразделения и единожды проведенного обучения для всех сотрудников компании, никак не интегрирует функцию риск-менеджмента в повседневную деятельность руководителей и рядовых сотрудников компаний.

Период пандемии – это время изменений, и те, кто внедрял процесс управления рисками честно, оказались наиболее готовы к ним.

Причины, почему риск-менеджмент вашей компании может не работать:

  1. Проведенные опросы руководителей компаний, риск-менеджеров и внутренних аудиторов показали, что в до-ковидный период лишь редкие компании проводили обучение на развитие у сотрудников риск-ориентированного и критического мышления, принятия решений в условиях неопределенности. Именно с этой проблемой мы как провайдеры обучения очень часто сталкивались еще и до пандемии.
  2. Отсутствие системности в обучении по теме риск-менеджмента и привязка к бизнес-результату потянули за собой другие проблемы: у сотрудников отсутствует фокусировка на вызовах и возможностях в выработке решений, не хватает навыка изучения и анализа данных для объективного анализа риска, риск-менеджмент не рассматривается как инструмент стратегического планирования. Эти проблемы сейчас заставляют компании кардинально обновлять их «традиционные» программы управления рисками, поэтому обучение риск-ориентированному ведению бизнеса как нельзя актуально.

2020: мировой ВВП может упасть

Уже сейчас мы понимаем, что вспышка коронавируса и в придачу к ней обвал фондовых рынков радикально отразятся на разных сферах бизнеса. Так, согласно прогнозу Maddison, 2020 год может стать первым годом падения мирового ВВП после Второй мировой войны.

В условиях повышенной готовности и неопределенности все «чувства» обострены. От того, как построены в компаниях системы менеджмента, частью которой является управление рисками, зависит сейчас многое. С другой стороны, период трансформации в бизнесе – это лучшее время для построения или качественного обновления системы риск-менеджмента, потому что во время перестройки бизнес-модели, операционных процессов и систем управления риск-менеджмент встраивается как элемент системы.

Чек-лист для самопроверки

Готова ли компания интегрировать риск-менеджмент в свою деятельность на системном уровне?

  • Компания постоянно работает над развитием риск-культуры в компании, когда каждый сотрудник осознает свою роль, значимость и ответственность в процессе управления рисками.
  • В компании выстроена понятная операционная модель и прозрачные каналы коммуникаций.
  • Определен риск-аппетит, распределены уровни принятия решений.
  • Руководство компании выстроило 3 надежных линии защиты бизнеса.

Это важнейшие задачи, стоящие перед риск-менеджерами и руководством любой компании. И это не что иное, как подход к ответу на вопросы, прозвучавшие выше: можно ли подготовиться бизнесу к новым потрясениям и как это сделать?

Чтобы помочь клиентам разобраться в сложившемся нагромождении проблем, Академия бизнеса EY запускает обновленный тренинг «Риск-менеджмент», где мы даем практические рекомендации для развития риск-культуры и поэтапно погружаемся с участниками в шаги построения интегрированной системы управления рисками в компании.

Наталья Рашитова, менеджер Академии бизнеса EY, специализируется в области управления рисками, внутреннего контроля, финансового анализа, планирования и бюджетирования, PMP, Member of PMI, Certified Practitioner in Change Management (ADKAR), тренер-консультант.

Фото: pixabay.com

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам