Почему откровенность подкупает, и где проходит граница между личным и публичным? Советы сооснователя компании CloudPayments Дмитрия Спиридонова.
Говорят, что деньги любят тишину, но я с этим категорически не согласен! Если бы у меня было в разы больше денег, моя активность в социальных сетях была бы еще выше. Я создавал бы новые бизнесы, которые помогали людям раскрывать их таланты, и продвигал эти бизнесы с помощью социальных сетей. Так же, как я сейчас с помощью личного бренда продвигаю бренд CloudPayments.
1. Связать личный бренд и бренд компании
У предпринимателя должен быть личный бренд. Потому что он — лицо компании, ее гарант. В социальных сетях я говорю правду и ничего не боюсь. Зачем мне что-то скрывать? Мой личный бренд прочно связан с брендом компании.
Чем больше и откровеннее я рассказываю о работе и жизни в социальных сетях, тем больше новых партнеров приходят к нам за продуктами и сервисами. Потому что эти люди читают меня и верят мне. Если генеральный директор открыт и публичен, ничего не боится, ни от кого не скрывается, значит, и у компании все в порядке. Это работает на создание доверия к бизнесу.
2. Рассказывать о достижениях своей команды
В социальных сетях я часто говорю о том, какая у меня офигенная команда. Я мотивирую и выращиваю своих сотрудников, делюсь с ними опытом и делаю сильнее, чтобы они были самыми лучшими на рынке.
Своим личным брендом, своей поведенческой моделью я должен задавать тон, демонстрируя свои подходы, открытость, искренность, честность.
3. Говорить об ошибках
Я открыто говорю не только о том, что получилось, но и о своих недоработках. Нужно разъяснять, разрушать стереотипы и разрывать шаблоны. Надо открыто говорить о том, что есть предприниматели добросовестные, а есть недобросовестные. И от последних стоит держаться подальше.
Я не стесняюсь публично называть имена. Например, одна компания подала на нас в суд за то, что мы их отключили как недобросовестных партнеров. Я выиграл все суды, чего мне стесняться? Или почему я не должен рассказывать о том, что не буду работать с токсичным сотрудником? Мой опыт поможет людям не повторить мои ошибки.
Когда был принят закон о защите персональных данных, нам пришлось переезжать с зарубежных серверов на российские. Что-то пошло не по плану, и в 2016 году возникла проблема: недолго, всего пару минут часть платежей не проходила. Я публично извинился, написал пост в Facebook о том, что произошло, как мы это исправляем и что делаем для того, чтобы подобное не повторилось в будущем. Хоть кто-то меня захейтил? Никто! И никто не отключился от CloudPayments.
Люди чувствуют вранье и фальшь. Когда ты не только кичишься своими успехами, но и рассказываешь о проколах, люди больше тебе доверяют. Так работает репутация. Так работает тандем — личный бренд + бренд компании. Репутация, которая годами зарабатывается потом и кровью и которую можно потерять за один день.
4. Завоевывать доверие
Почти все наши партнеры-предприниматели, которые работают с CloudPayments, знают меня лично. Они знают, что могут обратиться ко мне по любому вопросу. И я не откажу, разберусь, уделю внимание. Я должен заботиться об их бизнесе и его процветании, потому что завишу от них. Зарабатывают они — зарабатываю я.
Благодаря моей активности в соцсетях, они видят, что я — настоящий. Они говорят: «Я буду работать с Димой Спиридоновым». А Дима Спиридонов = компания CloudPayments. Я несу персональную ответственность за все, что происходит в моем бизнесе. Когда ты берешь на себя эту ответственность, говоришь об этом, людей это подкупает. Люди хотят с тобой работать. Потому что видят, что ты — правильный предприниматель с правильными подходами.
5. Не делегировать ведение социальных сетей помощникам
Все странички в социальных сетях я веду сам. Я сам пишу тексты, а мой PR-менеджер помогает мне исправить в них ошибки и опечатки перед публикацией. В Facebook я пишу в основном про бизнес, потому что здесь меня читают наши партнеры и другие предприниматели. В Instagram больше неформального и личного — это больше имиджевая история. Аудитория «ВКонтакте» для меня слишком молода, поэтому там я редко что-то публикую. Иногда какое-то видео заливаю в TikTok.
6. Не бояться говорить о личном
Надо ли проводить границу между личным и публичным? Здесь нет правильного ответа, каждый решает сам для себя. Я не стесняюсь писать про личное: развод, чувства, боль. Рассказываю о переживаниях в социальных сетях и мне становится легче. Это моя терапия. Так я избавляюсь от негатива, не держу его в себе. Рассказал — и забыл. Так я делаю себя сильнее.
Конечно, я пишу не только о плохом. Я генерирую позитив просто для того, чтобы множить его в этом мире. Чтобы люди радовались и ничего не стеснялись. Я делюсь эмоциями, и людей это цепляет.
7. Не хейтить
Откровенность и свобода не означают вседозволенность. Есть вещи, которые для меня табу. Я никогда не напишу что-то, что может задеть чувства верующих. Никогда не буду оскорблять, посылать и хейтить кого-то за точку зрения, пусть даже она отличается от моей. Я не позволю себе унижать кого-то, кто менее успешен. Я вырос в нищете. Я знаю, что такое есть макароны круглый год и жить вдвоем с мамой в коммуналке. Я знаю, сколько людей в России живут за чертой бедности, и никогда не позволю себе задевать их чувства.
Я эмоционален и экспрессивен, у меня специфическое чувство юмора, поэтому иногда полезно показать текст до публикации кому-то более рассудительному. Мой PR-менеджер подсказывает мне, где мне стоит быть сдержаннее. Потому что сейчас все, что я напишу, так или иначе сказывается на моей компании. Я всегда выслушаю советы, но решение остается за мной.
8. Интересоваться не только собой
Если говорить о том, кто, на мой взгляд, хорошо пишет в социальных сетях с точки зрения влияния личного бренда на бренд компании, то это Олег Тиньков, Алена Владимирская, Андрей Романенко.
А еще я подписан на всех наших партнеров-мерчантов, читаю и интересуюсь тем, что они рассказывают. Это помогает мне лучше понять, чем еще мы можем им помочь, как совершенствовать наши продукты и сервисы.