Где учились российские предприниматели?

В качестве источников опыта они назвали не только университеты и бизнес-школы, но также армию, сообщество и игровые практики.

В рамках совместного проекта Школы Миллиардера Forbes и Сообщества «Эквиум» мы задали нескольким российским предпринимателям три вопроса:

  • Где вы учились? 
  • Какие знания вам нужны для решения проблем вашего бизнеса?
  • В каком формате вы хотите их получать?

Нужно полное погружение в тему

Семен Шабанов, компания «Клевер», Пятигорск. Основное направление бизнеса – швейное производство. 

Первое образование я получил в Северокавказском государственном университете, где учился по специальности теплогазоснабжение и вентиляция. Второе – в РАНХИГС, здесь я изучал управление проектами. Мое бизнес-образование началось с организационно-деятельностных игр по методологии Георгия Щедровицкого. Потом были книги. А самый лучший учитель – это, конечно же, жизнь, опыт, обратная связь от участников проектов. 

Главная задача, которую я сейчас решаю в бизнесе – это масштабирование без потери прибыльности и качества производства. Для решения этой задачи мне нужны опыт коллег, друзей, которые уже прошли этот путь и которые могут подсказать, как действовать в той или иной ситуации. 

Мне интересен формат учебы с полным погружением, когда ты выбираешь актуальную тему и изучаешь ее со всех сторон, а после этого используешь в деятельности. 

Предпочитаю офлайн-форматы

Олег Баранов, компания «Китайские технологии», Санкт-Петербург. Занимается поиском китайских партнеров и производителей высокотехнологичного оборудования и материалов для российских компаний.  

Первое образование я получил в военном училище связи. Затем я изучал внешнеэкономическую деятельность в школе «Компас ВЭД». Бизнесу я учился везде и понемногу, специального бизнес-образования у меня нет, но за свою жизнь предпринимателя прошел порядка 100 мастер-классов, семинаров, тренингов, в том числе в России, Европе, США, Британии.  

Занимаясь бизнесом, я понял, что у российских предпринимателей есть большая потребность в том, чтобы выйти на китайский рынок, найти высокотехнологичные продукты, станки, оборудование, привезти в Россию, растаможить. Я решил, что нужно открыть компанию, которая будет заниматься установлением партнерских связей между Россией и Китаем. Сейчас я развиваю и расширяю это направление.  

Стараюсь повышать квалификацию в таких направлениях как менеджмент, маркетинг, продажи, командообразование, психология. Сейчас изучаю систему бережливого производства.  Из-за пандемии люди стали больше обучаться в формате онлайн, но, если честно, предпочитаю офлайн- мероприятия, потому что в них больше энергетики и больше возможностей для общения: можно глубже обсудить тему со спикером и установить новые контакты.

Для моего бизнеса нужно гигантское количество знаний


Константин Бушуев, Москва, компания «Небесный дракон», работает в секторе FMCG. 

Я окончил МГУ им. Ломоносова в Москве и Восточно-китайский университет в Шанхае. Мое образование подразумевает системный подход к проблемам, поскольку я – математик-программист. В плане бизнес-образования я – self-made man. Еще студентом собирался работать в McKinsey, но жизнь распорядилась иначе: поехал в Китай и построил бизнес оттуда.

Моя компания разрабатывает потребительские товары, производит их в России, Китае, Индии и поставляет в российские торговые сети «Пятерочка», «Дикси» и др. Сейчас мы активно развиваем онлайн-продажи.

Для этого бизнеса нужно гигантское количество знаний в области маркетинга и менеджмента, в том числе в вопросах управления изменениями. Одни знания я получаю на курсах, другие знания приносят в компанию сотрудники, имеющие профессиональный опыт.

2020 год показал, что онлайн как канал получения знаний неплох, но мне больше нравится офлайн: мне так удобнее и понятнее. Оптимальный формат – это сессии продолжительностью 3-4 дня, когда глубоко погружаешься в процесс и получаешь знания, которые потом применяешь на практике.

Онлайн-формат проще встроить в плотный график

Семен Кирюхин, Москва. «Сварог» (продажа тепловизоров, специальной оптики) и  «МеталлФорс» (производство промышленных металлоконструкций).

Я учился в Техническом университете Молдавии по специальности инженер-технолог машиностроения. В 2012 году я окончил профессиональные курсы директоров в компании SBC в Кишиневе в компании SBC, и с 2018 года я обучался административной технологии и менеджменту в Санкт-Петербурге: начинал с финансового планирования и закончил коучингом. 

Сейчас я решаю вопросы найма руководителей, поскольку число сотрудников растет, а руководителей недостаточно. Мне интересно все, что связано с этим процессом.

Мне подходит и офлайн-формат, и онлайн. Поскольку я живу в Москве, онлайн-формат подходит больше, потому что его проще встроить в плотный график.

Онлайн хорош, но в нем нет энергетики и вовлечения

Алексей Родин, основатель «Агентства семейных финансов», Москва.

Постоянно учусь. В том числе в Университете путей сообщений, в Финансовом университете, в Российском экономическом университете им. Плеханова. Бизнес образование получал в Бизнес-школе Эдинбурга. 

Задача компании сейчас состоит в том, чтобы охватить как можно больше регионов. Мы решаем эту задачу постепенно, шаг за шагом. Для этого нужно развивать навыки администрирования.

Больше всего мне нравится очный формат учебы, когда я общаюсь с одногруппниками и могу задать вопрос преподавателю. Онлайн тоже хорош, но в нем нет вовлечения и нет энергетики.

Основной школой для меня была армия

Руслан Гилязов, компания MOZGO (квиз-игра «Мозгобойня»), Екатеринбург

После школы я попытал счастье в нескольких институтах, потом меня призвали в армию. Наверное, основной школой для меня была армия – там я увидел много таких управленческих инструментов, которые использую по сей день: команда, работа в команде, проверка человека в стрессовых ситуациях, честное партнерство… Бизнесу как таковому нигде не учился. Мы по сути, стартовали с нуля, посмотрев несколько роликов на Youtube. 

Моя основная задача в бизнесе – обеспечить компанию ресурсами. Не только финансовыми, но и интеллектуальными: подобрать правильных сотрудников, экспертов. Для этого нужно не столько знания, сколько вера в мой продукт и точность определения: какие именно ресурсы нужны компании.

Мне интересен формат точечного образования. Зачем учиться в институте и получать кучу знаний, которые ты никогда не используешь? Мне интересны те штуки, которые можно применить в бизнесе в ближайшей перспективе.

Бизнес-школой для меня является «Эквиум»

Александр Мезенев, основатель и руководитель компании «Дрим-тур», брендовое название FESTWAY, Ярославль.

Я окончил Ярославский технический университет по специальности автоматизация технологических процессов и производства. Бизнесу я не учился нигде, именно поэтому, наверное, длительное время набивал шишки. До 2017 года были стартапы, а затем из них вырос нынешний бизнес. Мы развиваем тематический, событийный туризм.

Сейчас мы занимаемся тем, что формируем культуру путешествий, создавая тем самым рынок. Наша задача сводится по сути к считыванию культурного кода и созданию продуктов, соответствующих этому коду. 

Эта задача лишь частично решается средствами маркетинга. Для того, чтобы реализовать эту идею, мне нужны в первую очередь знания по истории, психологии и умение анализировать потребности людей. Фактически бизнес-школой для меня является сообщество «Эквиум». В рамках сообщества могу задать вопрос коллегам, получить ответ, осмыслить его и дать обратную связь.

Школа благодарит за помощь в организации интервью Татьяну Чайку, лидера чаптера «Южный Урал» бизнес-клуба «Эквиум».

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Другие публикации

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам