Revolut: как «единорогу» очаровать инвесторов?

Как бывший трейдер за четыре года смог выстроить настолько прибыльную компанию, что попал в список Forbes? Комментарий эксперта Дмитрия Бетанели к кейсу, опубликованному в Forbes. 

Revolut появился как проект, который привлекал клиентов благодаря «сарафанному радио».  Но мультивалютная карта для путешествий стала настолько успешной, что сделала проект одним из самых перспективных мировых стартапов. Большой интерес к Revolut проявили как мировые, так и российские инвесторы.

В статье «Стартап, очаровавший Грефа и Тинькова. Как выпускник МФТИ за 4 года создал бизнес на $1 млрд» журнал Forbes рассказывает о том, как Николай Сторонский построил компанию-единорога.

Николай Сторонский в период обучения в Российской экономической школе получил предложение о работе в лондонском офисе Lehman Brothers. Когда произошло банкротство банка, Сторонский перешел в Nomura, а еще позже — в Credit Suisse. Но уже тогда он понимал, что надо делать что-то свое. Этим «своим» стал выпуск мультивалютной банковской карты для путешествий. На этом этапе будущий владелец финтех-компании Revolut решил начать свое дело, понимая, что в банковской деятельности он достиг своего потолка.

Мультивалютная банковская карта стала идеей, которую начал разрабатывать и предлагать клиентам Сторонский. Карта давала возможность конвертировать валюту в путешествиях по выгодному ее пользователю курсу. Проект практически не требовал затрат, лишь на начальном этапе его владелец вложил в него £300 тыс.  Сам основатель ожидал роста количества своих клиентов до 30 тысяч человек. Реальность оказалась иной, более интересной и перспективной: через год их стало 300 тыс.

Оценив проект по достоинству, инвестиции в Revolut сделали такие компании, как Balderton Capital, Point Nine Capital, Index Ventures и Ribbit. Стоимость проекта роста так же стремительно, как и количество пользователей — в 2018-м объем транзакций на сервисе достиг $1,6 млрд, а число пользователей — 2 млн, а стоимость Revolut составляла порядка $1,7 млрд.

Интерес к Revolut проявил банкир Олег Тиньков, который даже предложил выкупить компанию. Сторонский отказался, но на протяжение всего знакомства бизнесмены уважительно общались в рамках «неплохого диалога». Заинтересовал Revolut и главу Сбера Германа Грефа. Он был заинтересован в инвестициях в проект и даже обсуждал потенциальное стратегическое партнерство.

Ходили слухи о том, что проект намерен развиваться в России и даже привлекла к сотрудничеству сервис QIWI, чтобы использовать инфраструктуру сервиса. Но позже запуск отложили. Сейчас вероятно, что Revolut придет в нашу страну как полноценный банковский сервис с лицензией.

Чему можно научиться на примере, о котором пишет Forbes?

Статью комментирует эксперт «Школы миллиардера» Дмитрий Бетанели.

Прекрасная точка входа!

Найти точку входа в рынок для стартапа является необходимостью для последующего успеха. Очень точно была подмечена хроническая болезнь английской банковской системы — неоправданно высокие комиссии. Если в еврозоне было и есть много конкурирующих между собой банков, тем самым сбивающими комиссии, то Великобританские банки больше действовали по принципу картеля, и держали комиссии высокими. Нередко комиссии за перевод из одной валюты в другую достигали 4.0-4.5%.

Где монетизация?

Это скрытый вопрос Тинькова. Аргумент понятен: разменный аппарат может показать большие обороты, но дохода от него нет. Ответ лежит в возможности пакетировать дополнительные услуги, за которые можно брать дополнительные комиссии. Именно поэтому Revolut получил банковскую лицензию в Европейском союзе и подал заявку в Великобритании. По этой же причине Revolut предлагает возможности инвестировать в акции и криптовалюты.

Рост, во что бы то ни стало

Сторонский хорошо ориентируется в мире венчурных капиталистов. Он знает чем их привлечь. Они не смотрят на текущую доходность предприятия, им нравятся быстро растущие компании, они предпочитают будущие денежные потоки от большего числа клиентов. Для того, чтобы показать рост, компания тратит все большие и большие средства, привлекая все большие и большие раунды инвестиций. Идет как расширение продуктовой линейки, так и географическая экспансия.

Актив стоит ровно столько, сколько за него готовы заплатить

Одним из лучших показателей для успешного стартапа является «звездность» институциональных инвесторов, готовых инвестировать в очередной раунд. Револют собрал прекрасную коллекцию фондов с успешными инвестициями и выходами. Например, в последний раунд, зашел Technology Crossover Ventures. ТCV был инвестором в такие технологические гиганты как Airbnb, Netflix и Spotify. За такими инвесторами подтягиваются менее известные, готовые платить больше за «входной билет».

Стоит ли идти в Россию?

Опять Тиньков попадает в точку — лучше конкурировать со старыми и неповоротливыми банками в Европе и Штатах, чем заходить на рынок России, где столь высокая конкуренция. Это может показаться удивительным, но российская банковская система более технологична банковские системы в развитых странах. В Соединенных Штатах и Европе банки старой формации имеют сильные лобби. Они исторически стараются защитить себя от конкуренции через законотворчество, тогда как сильно отстают в технологии. Поэтому, как только находится возможность и ниша для прорывной технологии, происходит стремительный переток клиентов в эту нишу. И вполне логично расти в этих рынках, если нашел нишу и возможность.

Фото: Wikimedia


Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Другие публикации

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам