Чтобы развивать бизнес после пандемии, нужно расстаться со стереотипами.
Пандемия коронавируса, занесенного из Китая, весной 2020 года сломала привычки потребителей, практику менеджмента и работающие бизнес-модели. На некоторых рынках спрос упал практически до нуля. Как развивать бизнес в условиях обнулившегося спроса? Этой теме была посвящена двухдневная конференция «Об_нули! Как не разбить бизнес об нули», которую организовали и провели для собственников и топ-менеджеров российских компаний Школа Миллиардера, журнал Forbes, медиагруппа «Красный квадрат» и MBM.MOS – Государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы». Конференция состоялась 1 и 2 июля 2020 года. В конференции приняло участие около 7 тысяч человек.
Для участия в конференции организаторы пригласили предпринимателей, имеющих успешный опыт антикризисного менеджмента.
Выступления на конференции были посвящены пяти ключевым вопросам:
- Банкротить проблемный бизнес или спасать?
- Что можно восстановить, а на чем пора поставить крест?
- Почему стереотипы пора выбросить на помойку?
- Где брать идеи для нового бизнеса?
- Где искать специалистов для решения новых задач?
Конференцию открыл основатель Агентства семейных инвестиций InvestArt advisors Алексей Родин (на снимке он слева). «Если лошадь сдохла – слезь!» – так можно в нескольких словах выразить смысл его выступления. Нет смысла спасать бизнес, находящийся в состоянии банкротства. Оттягивание процедуры банкротства, попытки залить кризис новыми кредитами могут обернуться против собственника: и он, и топ-менеджеры компании могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
«После пандемии российский бизнес столкнется с ростом судебных исков: компании будут передавать риски другу по цепочкам», – считает независимый директор, партнер Future Corp., основатель Группы компаний Ideas4Retail, создатель сети re:Store, автор бизнес-бестселлера «Ритейл от первого лица. Как я строил бизнес Apple в России» Евгений Бутман. В своем выступлении Евгений обрисовал два вектора развития компаний во время пандемии и после нее – выход в кэш и сохранение бизнеса.
Менеджмент во время кризиса должен быть гибким. «Чем «деревяннее» ваша компания – тем хуже для нее: в кризис выживают только легкие и креативные. Окостенелые компании обречены», –заявил сооснователь Mr. Doors Максим Валецкий. Он поделился опытом антикризисного управления: компания Mr.Doors прошла все экономические потрясения, начиная с дефолта 1998 года, и из каждого кризиса выходила обновленной.
Сооснователь холдинга «Адитим» Георгий Солдатов согласен с Максимом Валецким: кризис успешно преодолевают те компании, которые не цепляются за стереотипы, опираются на новые технологические и управленческие решения. В ходе выступления на тему «Откройте глаза: почему во время кризиса надо снимать шоры?» Георгий привел примеры из практики холдинга: «Адитим» поощряет внутреннее предпринимательство и это помогает компании успешно противостоять неблагоприятным внешним условиям.
Первый день конференции закончился решением кейса. Сооснователи компании Poison Drop Ирина Кузнецова и Андрей Мигунов посоветовались в прямом эфире с управляющим партнером Skyeng Александром Ларьяновским и независимым директором Евгением Бутманом по вопросу привлечения инвестиций. Какой должна быть политика Poison Drop в отношении инвесторов с учетом ситуации на рынках? Александр Ларьяновский и Евгений Бутман всесторонне проанализировали тему и назвали те риски, с которыми может встретиться компания Poison Drop при привлечении инвестора.
Кризис не останавливает инвестиционный процесс. Основательница сервиса доставки еды Elementaree Ольга Зиновьева привлекла во время пандемии инвестиции в объеме $5 млн., сообщил журнал Forbes в мае 2020 года. Идею доставлять потребителю не готовые продукты и не сырье, а наборы для приготовления конкретного блюда Ольга сформулировала во время своей учебы в бизнес-школе. Выступление Ольги, открывшее второй день конференции, так и называлось: «Идея для бизнеса – у вас перед носом. Вы ее не видите?».
Впрочем, бывает, что компания развивается не в соответствии с первоначальной бизнес-идеей. Сервис быстрой доставки продуктов «Самокат» был задуман в свое время как услуга консьержа, а в реальности стал одним из лидеров растущего рынка логистических услуг. «Наша компания выросла из одной кнопки в приложении, созданном для других целей. Однако результатов пришлось ждать более пяти лет», – рассказал сооснователь сервиса «Самокат» Родион Шишков.
В каком направлении ни развивался бы ваш бизнес, вы не должны пытаться укомплектовать компанию на 100% штатными специалистами. «Рынок труда быстро меняется. Вы можете найти эксперта на короткий или длинный проект – это сделать так же просто, как вызвать такси с помощью Uber», – рассказал основатель сервиса Expert Me Илья Биндюк. Компетенции можно получать практически в режиме «каршеринга». Эта технология очень выгодна компаниям в период пандемии и после нее, потому что освобождает бизнес от части постоянных издержек
Завершилась конференция эксклюзивным показом документального фильма-расследования «COVID 19. Уроки идеального шторма» и обсуждением ленты. Создатели фильма – медиагруппа «Красный квадрат» и Валдис Пельш. «За фразу «Вы понимаете, что мир уже никогда не будет прежним?!» в приличном обществе сейчас уже готовы бить в морду. Людей интересует, каким конкретно будет их будущее. Мы постараемся ответить на этот вопрос в новом фильме», — представил свой фильм Валдис Пельш.

В качестве модераторов конференции выступили журналисты Ярослав Бабушкин, Дмитрий Грошев, Оксана Озерная и Андрей Семеркин.
Фото в анонсе: Pixabay.com.