Чему хотят учиться предприниматели?

Основателям компаний не слишком интересно, как устроены бизнес-инструменты. Практический результат и новые контакты – вот чего они ждут от учебы.

Что приводит в учебный класс владельцев бизнеса? Есть ли особенности в том, как нужно строить курсы для предпринимателей? Об этом Школа Миллиардера беседует с Соней Смысловой, программным директором The School of Education, академическим директором Британской высшей школы дизайна. 

Соня развивала образовательно-методическое направление в школе «ИКРА», а также курс «Мастерская образовательных проектов», курировала проектную деятельность в Лаборатории социальных исследований SSL. Проектировала учебные курсы для Сбербанка, «Ростелекома», Mail.ru, Фонда развития интернет-инициатив и Московской школы управления «Сколково». 

Школа Миллиардера: Какие базовые характеристики вы включили бы в «аватар» слушателя при проектировании курса для предпринимателей?

Соня Смыслова: Предприниматели – очень разные, но я бы выделила две основные группы. В первую группу, в моем понимании, входят люди, у которых есть очень четкая авторская позиция в отношении бизнеса. Их бизнес – это способ самовыражения. Они основываются на интуиции и на предположении, как нужно развивать бизнес. 

Если гипотеза не совпадает с потребностями аудитории, им очень сложно работать. Впрочем, бывают уникальные случаи, когда предприниматели сразу попадают в ожидания потребителей. 

У таких людей очень силен исходный импульс: «Я знаю, что нужно делать, и я буду делать!» 

Во вторую группу входят предприниматели, у которых нет столь четко сформулированной позиции, что именно делать, но есть выраженное стремление создавать ценности и решать тем самым нерешенные проблемы потребителей. Например, столкнувшись с ужасной доставкой, они создают собственную курьерскую службу. Эти люди ориентированы на понимание потребностей. 

Школа Миллиардера: Насколько четко представители этих групп формулируют запрос на образование? 

С. С.: На мой взгляд, представители обеих категорий формулируют запрос не столько в отношении инструментов, сколько в отношении показателей бизнеса. 

Предпринимателям, возможно, интересно, чтобы им рассказали об unit-экономике, но еще более интересно, чтобы помогли с ее внедрением. Особенно если речь идет о компании, где уже работает несколько десятков или сотен человек, и само инсталлирование unit-экономики требует участия специалистов, которые знают, как это сделать.

Стремление установить контакты с теми, кто знает, как решить ту или иную проблему, тоже имеет отношение к образованию. Предприниматели ждут от образовательных проектов изменений в своем нетворкинге – их интересуют контакты с нужными людьми.

Школа Миллиардера: Видите ли вы разницу в мотивации между представителями двух групп предпринимателей?

С. С.: Предприниматели первой группы приходят на обучение после того, как набили шишки на нескольких проектах и решили разобраться, что же они делают не так. В эту группу, в том числе, входят молодые ребята, которые пытаются развивать сразу несколько бизнесов, но пока не добились успеха.

Представители же второй группы видят цель обучения в том, чтобы проработать бизнес-идею: они хотят понять, что именно нужно делать, чтобы удовлетворить проблему пользователей. Им нужна ясность. Также им интересны лайфхаки.

Школа Миллиардера: Наш опыт показывает, что предприниматели формулируют запрос не столько на научение, сколько на приобретение практических инструментов: не «обучите меня», а «дайте мне инструмент». Это – наши частные наблюдения или действительно существующая тенденция?

С. С.: Думаю, что предприниматели действительно нуждаются в том, чтобы использовать определенные инструменты, но подчеркну, что их интересуют не инструменты как таковые, а результат. 

Предпринимателю зачастую достаточно верхнего уровня в постижении темы. Он изучает финансовые инструменты не для того, чтобы выполнять работу финансового директора, а для того, чтобы понять, как устроены эти инструменты. Он понял, делегировал этот функционал финансовому директору и пошел дальше. 

Школа Миллиардера: Значит ли это, что предпринимателя во время обучения не нужно «грузить» деталями?

С. С.: Курсы для предпринимателей – это нечто среднее между акселерацией и консалтингом. В этом их отличие от классических образовательных продуктов.

В классическом случае мы стремимся обучить слушателя определенным компетенциям. С предпринимателем – иная история. Предприниматель умеет всё, но на верхнем уровне. Он не копает глубоко. Не нужно усматривать в этом негативный аспект, это просто специфика данной целевой аудитории.

Школа Миллиардера: Как эта специфика влияет на выбор формата? Как должен быть построен курс для предпринимателей? 

С. С.: Предпринимателю как слушателю важно быстро понять, как применить тот или иной инструмент к своим задачам. В связи с этим в курсах для предпринимателей на первый план выходят форматы человеческого взаимодействия – групповые сессии, социальное обучение, speed dating (когда слушатель должен быстро поделиться идеями со своими коллегами по курсу или с именитыми экспертами).

Эта особенность учитывается в программах MBA для предпринимателей: есть интенсивная работа, групповое взаимодействие, case study… и есть время для того, чтобы попробовать применить новые знания в своей работе. Затем слушатель возвращается в класс с результатами своей полевой работы и обсуждает с коллегами, что у него получилось.

Школа Миллиардера: Программы MBA рассчитаны на срок от года до двух. А возможны ли формы социального взаимодействия в рамках коротких курсов?

С. С.: Да. Например, можно сконструировать курс с очень короткими сессиями. При этом надо представлять, в каких именно точках курса расположить групповые сессии, какой будет динамика и как поддерживать слушателя между сессиями. Например, между сессиями слушатель будет смотреть обучающее видео, самостоятельно разбираться в теме и применять бизнес-инструменты на практике, а во время сессий – рассказывать, что у него получилось. 

Школа Миллиардера: Правильно ли будет предположить, что курсы для предпринимателей должны строиться скорее от проблемы и от результата, чем от опыта?

С. С.: Наверное, имеет смысл двигаться от результата, потому что мы можем довольно четко обрисовать набор компетенций, которыми слушатель-предприниматель хочет обладать в результате обучения. 

Вряд ли стоило бы строить курсы предпринимателей от проблемы, потому что для этого пришлось бы рассчитывать курс на предпринимателей какого-то одного сектора. Вот, например, проблема, касающаяся ритейла. Группа предпринимателей в рамках учебной команды исследует проблему и находит решение. 

Конечно, могут быть проблемы, которые актуальны и для ритейла, и для банка, и для технологических проектов, но таких междисциплинарных проблем не очень много.

Кроме того, есть еще один ограничитель: предприниматель часто приходит на учебу, как я уже говорила, либо со своей собственной проблемой, либо с непроработанной идеей. В двух этих случаях ему может быть не интересно решать чужие проблемы.

Что касается проектирования от опыта, этот метод подходит для создания курсов с фокусом на личностное изменение и личностное развитие. Например, курсы по практике лидерства нового типа.

Школа Миллиардера: Вы говорите о групповых практиках в обучении предпринимателей, но не мешают ли этим практикам лидерские качества слушателей? Всегда ли предприниматели, каждый из которых возглавляет собственный бизнес, готовы к групповой работе?

С. С.: Существует много форматов групповых практик. Если в групповом формате происходит обсуждение проблемы или рефлексия, когда у группы нет общей цели и каждый участник высказывает свою позицию, лидерские качества не будут мешать. 

Впрочем, даже если группа движется к общей цели, это движение может идти в заданном формате case study или деловой игры, в которой есть заданные правила поведения. За правилами игры могут следить модераторы и фасилитаторы.

Школа Миллиардера: Как вы полагаете, какого рода поддержка нужна предпринимателю в учебных курсах, направленных на изучение конкретных инструментов? В чем особенность трекинга и тьюторинга в курсах для предпринимателей? 

С. С.: Я вижу здесь, как минимум, три блока вопросов. Во-первых, слушателям-предпринимателям часто нужна поддержка в части тайм-менеджмента. Смысл ее в том, чтобы слушатель в период учебы мог управлять своим временем максимально эффективно. Эта поддержка сродни коучингу.  

Во-вторых, бывает, что нужна эмоциональная поддержка – особенно в моменты, когда у человека что-то не получается и он опускает руки. В таких случаях хорошо помогает нетворкинг – я имею в виду общение с людьми, которые пережили аналогичный опыт и нашли решение проблемы.

Третий вид поддержки – собственно трекинг – направлен на то, чтобы отслеживать KPI проекта, над которым работает предприниматель. Здесь нужны профессиональные советы, какие инструменты применять для того, чтобы проект мог выйти на запланированные показатели. Заниматься в спортзале с тренером – гораздо более эффективно, чем просто ходить в спортзал.

Школа Миллиардера: Чему хотят учиться предприниматели? Какие, на ваш взгляд, предметные области актуальны для них сегодня?

С. С.: Наверное, на разных этапах развития компаний для собственников актуальными являются разные темы. В той области, в которой я работаю – в образовании – две самых востребованных темы это работа с людьми и работа с процессами.

У авторов Edtech-проектов очень много вопросов о том, как находить нужных людей, как мотивировать их… Как сделать так, чтобы они не выгорали и не уходили. Как синхронизировать профессиональный рост сотрудников и масштабирование бизнеса. Огромное количество жалоб на сотрудников поколения Z, которых зачастую необоснованно считают немотивированными и ненадежными. 

Что касается процессов, то сегодня все рассуждения о настройке бизнес-процессов приводят к теме цифровизации. К поиску нужных технологических решений. К ликвидации разрывов между цифровыми процессами, когда, например, в компании, работающей в диджитал-среде, часть документооборота сохраняется на бумаге. 

Фото: Британская высшая школа дизайна

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам