Как бизнесу подготовиться к форс-мажорам?

Как предприниматель может обернуть себе на пользу масштабные кризисные ситуации? Комментарий эксперта Марины Починок к кейсу, опубликованному в Forbes.

Из-за пандемии и ужесточения требований к работе многие салоны красоты и парикмахерские пошли по очевидному пути: закономерно увеличили цены на обслуживание. Но были и те, кто начал оперативно искать варианты, как справиться с ситуацией. Так, кто-то заранее обзванивал существующую базу клиентов и записывал их на прием с разнесением дат, кто-то перешел на домашние выезды, а кто-то перевел часть работы в online. Именно они, хоть не без труда, но смогли выжить в период кризиса.

В статье «Придется работать по 15 часов»: почему салоны красоты не хотят открываться на условиях властей» журнал Forbes рассказывает о том, как салоны красоты пытались преодолеть последствия локдауна, произошедшего из-за пандемии в начале года. Кто-то еле «выплыл», кто-то и вовсе закрылся. Но были те, кто нашел в кризисе точки роста.

Начало года для малого бизнеса стало сильным шоком: локдаун, постепенное снятие ограничений при сохранении требований Роспотребнадзора к организации работы, проблемы с арендой, и т. д. Например, салонам красоты для возобновления деятельности ведомство предписало купить перчатки, маски и антисептики, а также обеспечить работу мастеров в отдельных кабинетах. Эти требования оказались непосильными для многих предприятий отрасли.

Барбершопы и beauty-салоны были закрыты в конце марта. Московские власти посчитали, что этот бизнес несет в себе слишком высокие риски с точки зрения распространения коронавируса. Месяц предприниматели не понимали, как и когда они продолжат работать.

В апреле власти разрешили работать предприятиям с медицинской лицензией, причем не конкретизировав, кому именно можно открыться. К работе в результате вернулись на свой страх и риск только самые смелые – по некоторым оценкам, не более 30% столичных компаний этого профиля. В числе основных причин для открытия таких салонов в период пандемии было сохранение кадрового состава. Но появившиеся надежды на восстановление после месяца простоя практически сразу задавили: 10 апреля режим карантина снова усилили, запретив сервисам открываться до 1 мая. 

24 апреля салонам разрешили открыться, но с учетом жестких санитарных требований Роспотребнадзора: салоны должны были иметь запасы масок и антисептиков, а посетители – соблюдать санитарную дистанцию 1,5 метра.

Требования по признанию участников рынка оказались очень тяжелыми. Особенно трудно пришлось предприятиям с наиболее распространенным форматом работы – openspace: 6 кв. м на рабочее место. Из-за новых требования приток клиентов уменьшился в несколько раз, а выручка у отдельных компаний – в 5-6 раз. И это при том, что салон, если у него нет собственного помещения, должен был выплачивать арендные платежи, зарплату мастерам – даже тем, кто не работал. Запасы косметических средств из-за ограничения поставок упали, да и в принципе косметика, которой пользуются салоны, подорожала на 15-20%.

Чему можно научиться на примере, о котором пишет Forbes?

Наша национальная черта характеризуется поговоркой: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». На какие бы грабли мы ни наступали, вера в то, что все будет хорошо, неистребима. Мы наивно считали, что контролируем ситуацию, а форс-мажоры являются теоретической возможностью абстрактной катастрофы. Пандемия перевернула наше понимание о мире, заставила отпустить контроль, действовать и принимать решения в режиме реального времени и допускать, что все может пойти не по плану. Особенно такая среда повлияла на малый бизнес, у которого запас прочности очень небольшой. 

Но как же подготовиться к различным неожиданным событиям и быть готовым принимать решения в различных стресс-сценариях? 

1. Постоянно сканировать внешнюю среду и внутреннюю ситуацию, имея качественную и достоверную информацию о том, что происходит. Заранее придумывать различные сценарии развития «а что, если…» и обсуждать, что нужно будет сделать в той или иной ситуации, какие действия предпринять, какие решения принять. Понятно, что невозможно подготовиться ко всем неожиданным ситуациям, но можно натренировать себя и команду и быть готовым быстро реагировать на любые изменения внешней среды.

2. В ситуации сжатия бизнеса и невозможности работать на полной мощности одной из забот являются люди. С одной стороны, персонал – это значительные затраты, с другой – это актив, ресурс и ключевая компетенция, особенно в бьюти-индустрии. Именно персонал часто является визитной карточкой салона, клиенты ходят к конкретным мастерам. Поэтому дилемма, как сохранить сотрудников и оптимизировать затраты, стоит особенно остро. Каждый находит разные решения. В статье мы видим, например, как салон работал без прибыли, чтобы сохранить ценный человеческий капитал.

3. Сложная ситуация – лакмусовая бумажка для проверки на прочность связей с поставщиками и партнерами, как в примере с арендой. Здесь важно синхронизироваться, информировать друг друга о планах и решениях, ведь взаимозависимость слишком высока. Например при решении арендатора не снижать арендную ставку, салон может, не выдержав финансового бремени, закрыться или переехать в другое место, а арендатор – лишиться одного из источников дохода. Речь идет не только о калибровке планов, но и о зрелом, человеческом партнерстве. Всем важна ситуация win-win.

4. Если судьба преподносит вам лимон, сделайте из него лимонад, говорит известная цитата Карнеги. Сложную ситуацию можно рассматривать и как возможность для создания новых решений. Одним из ярких примеров для меня является салон World Class под руководством Николая Прянишникова. Во время пандемии он очень быстро запустил бесплатные спортивные видео-уроки. 

С одной стороны, это была очень масштабная и зрелая социальная идея для людей и возможность сохранить мотивацию и высокий моральный дух тренеров, которые чувствовали себя востребованными. С другой стороны, такая акция послужила хорошим катализатором для увеличения потока клиентов. Проводя аналогию, я думаю, что салоны могли бы создать видео-курсы макияжа, ухода за телом, секретов массажа. Я не знаю, существуют ли салоны, которые делали подобный продукт, но в принципе это вполне возможно. И в этом случае они могли бы найти совершенно новую для себя нишу.

Как ни парадоксально, но сложные ситуации позволяют предпринимателям «нарастить мышцы» и подготовиться к работе в более сложных условиях, чем обычно. И несмотря на всю турбулентность, большое количество бизнесменов благодаря полученному опыту смогут выйти на рынок гораздо более окрепшими, зрелыми и гибкими. Этот кризис не является исключением.

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам