Чему научит вирус

Пандемия коронавируса может в корне изменить российскую систему образования.

В ответ на коронавирусную угрозу компании Edtech предложили россиянам не терять время даром и заняться образованием.

Карантин – не повод не учиться

17 марта управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский заявил на странице в Facebook, что компания предоставляет бесплатный доступ к цифровой образовательной среде Skyes School и материалам учебно-методического комплекса Spotlight до 24 апреля для учеников, открывает круглосуточную линию поддержки для учителей страны по преподаванию в удаленном формате. Кроме того, Skyeng и Издательский дом «Просвещение» предложили бесплатный доступ к лицензированному учебному контенту.

Антикризисные предложения сформулировал университет интернет-профессий «Нетология». Основатель компании Максим Спиридонов рассказал Школе Миллиардера, что «Нетология» создала пакет антикризисных продуктов: компания открыла на период карантина бесплатный доступ к 80 коротким курсам по менеджменту и маркетингу. На продолжительные профессиональные курсы в рамках акции «Топим цены» действует скидка в размере 40%.

Входящий в группу «Нетология» Foxford объявил о старте проекта «Карантин», он включает бесплатный доступ ко всем платным курсам по школьной программе до конца периода карантинов.

Компания Otus, которая предлагает авторские курсы по IT-тематике, также разработала антикризисные предложения. Основатель Otus Дмитрий Волошин сообщил Школе Миллиардера: «Мы сделали часть курсов бесплатными, на остальные даем скидку 20% на время эпидемии, проводим бесплатные вебинары для всех, кто хочет организовать удаленное обучение в своих компаниях».

Антикризисные предложения сформировали практически все игроки рынка Edtech.

Дети и учителя тянутся к знаниям

Через неделю после того как Skyeng открыл доступ к контенту, Александр Ларьяновский рассказал Школе Миллардера, что обучающие вебинары посетило более 20 тысяч человек: «Мы отвечает на вопросы учителей, директоров школ и местных органов власти. Всех их интересует, как организовать учебу в удаленном формате».

Максим Спиридонов говорит, что в рамках проекта «Карантин» на платформе Foxford регистрируется каждый день столько пользователей, сколько в предыдущие периоды за месяц.

Гендиректор Edtech-акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина обращает внимание на неожиданно появившуюся проблему: «У школьников нет ноутбуков и email-адресов. Все, что у них есть – мобильные телефоны и регистрации в мессенджерах. Интерфейсы платформ, рассчитанные на пользователя с ноутбуком и email-адресом, для учеников младших классов не подходят. Это стало открытием и для учителей, и для родителей, и для некоторых компаний Edtech».

«В марте многие россияне обнаружили, что семье в условиях карантина нужно иметь три ноутбука – для папы, мамы и для ребенка, – говорит кандидат социологических наук, сотрудник Высшей школы экономики Мирослав Ясин, – но что делать, если семья – небогатая?»

Школы: электронный дневник «виснет»

Впрочем, покупка ноутбука – это еще не решение всех проблем. Пандемия застала российскую государственную систему образования врасплох, считает Наталья Царевская-Дякина. Несмотря на выделенные миллиарды на цифровизацию, на попытки создать образовательные маркетплейсы, школа оказалась не готова к работе в удаленном формате в условиях пандемии.

«Дочка учится во втором классе, – рассказывает PR-директор Нина Данилина из Москвы, – Онлайн-обучение свелось к тому, что все задания для детей передавались через электронный дневник школьника, но по вечерам этот дневник регулярно отказывался работать, видимо, из-за большой нагрузки. Никаких онлайн-лекций не было». Домохозяйка из Москвы Людмила Давыдова подтверждает, что электронный дневник работает плохо: «Младший сын заходит на этот сайт до 8 утра, или вечером, когда нагрузка на сеть меньше».

«Мой ребенок учится в третьем классе, – говорит медиаменеджер Дмитрий Бжезинский, – Дистанционного образовательного процесса как такового не было. Новые темы решили не проходить. Учителя выкладывали в родительском чате в Whatsapp домашние задания, дети их выполняли, родители это фотографировали и отсылали учителям».

«В течение недели до каникул – с 16 по 23 марта – дети получали задания от учителей и делали их в тетрадях, – делится наблюдениями фрилансер Ольга Бедарева из Московской области, – Родители фотографировали домашнюю работу и скидывали учителю в Whatsapp или через школьный портал. Всех детей зарегистрировали на платформе Foxford. Никаких полноценных уроков в онлайне пока не было. Пару раз была попытка провести пробный онлайн-урок на Учи.ру, – изучали интерфейс, жали на кнопки и т.п. Учителя растеряны, видимо, не готовы к дистанционке, в первую очередь – методически. Учеба должна начаться после каникул в апреле. Посмотрим. Может, все заработает».

Родители получают «двойку»

В условиях карантина резко выросла нагрузка на родителей, говорит доцент Высшей школы экономики Иван Климов: мамы и папы вынуждены объяснять новый материал детям, но к этой роли родители оказались не готовы.

Эта неготовность стала поводом для конфликтов родителей с преподавателями: «Одни родители что-то не понимают, другие забыли пароль, третьи не посмотрели на сроки сдачи домашнего задания. У каждого родителя есть свое «особое мнение» по любому вопросу. Взрослые оказались абсолютно не готовы к тому, чтобы помогать учиться детям. Некоторые родители спрашивают: «А за что учителям платят?» и интересуются, когда после карантина откроется школа. Просто дурдом», – говорит преподаватель средней школы в Ленинградской области, попросившая не называть ее имя.

Максим Спиридонов полагает, что в учительской среде наблюдаются фрустрация, растерянность и попытки как-то совладать с ситуацией.

Семинар в чатике

В высшей школе, по наблюдениям Царевской-Дякиной, ситуация значительно лучше: у студентов есть ноутбуки и регистрации в почтовых системах. Многие преподаватели университетов оперативно среагировали на кризис и начали вести лекции в режиме трансляций, а семина

«Сын учится в колледже информационных технологий IT HUB МИРБИС, – рассказывает жительница Москвы Майя Титова. – Перевод на онлайн-образование произошел мгновенно, как только об этом было объявлено. Все работает идеально».

Бухгалтер Анна Безбородова, мама студентки Первого Московского медицинского университета им. И. Сеченова, сообщила, что вуз одним из первых объявил карантин и перешел на дистанционное обучение. Но получилось далеко не все задуманное: «Занятий пока нет, студентам предлагают пройти тесты по предметам, но сервер не выдерживает, и вся внесенная информация слетает».

«Переход на платформу, по моему опыту, в корне зависит от самих преподавателей, – говорит доцент факультета госуправления МГУ им. М. Ломоносова Александр Филимонов, – У нас к моменту введения дистанционного образования уже была такая платформа, и она работала. Для того, чтобы ее в полной мере активировать на техническом уровне, потребовалась пара дней».

ИТ-предприниматель Игорь Упоров, занимающийся поддержкой инфраструктуры вузов, подтверждает слова Александра Филимонова: «Если у вузов был опыт работы с системой дистанционного образования, такие институты легко перешли на работу в удаленном доступе в условиях карантина».

Доцент Высшей школы экономики Иван Климов, считает, что студенты вполне адаптировались к онлайну. Однако срывают дедлайны по сдаче итоговых работ по курсу. «Иду навстречу, задерживаю ведомости и не снижаю оценки за просрочку», – говорит Иван.

«Дочка учится в Московском педагогическом государственном университете. Вуз закрыт с 16 марта, – делится информацией менеджер по рекламе Татьяна Морозова, – Онлайн-лекций за это время не было. Больше похоже на заочное обучение: задания выкладываются на платформу Moodle, там же принимаются ответы».

Опрошенные Школой Миллиардера родители и студенты говорят, что с переходом к работе в онлайн-формате в той или иной степени справились также РАНХИГС, Тимирязевская академия, Московская высшая школа социальных и экономических наук… Александр Ларьяновский полагает, что лекции в формате трансляций и семинары в чатах ведут продвинутые преподаватели московских вузов, тогда как в региональных институтах ничего подобного нет.

«Расколбас»

Ситуацию на рынке онлайн-образования для взрослых в конце марта Максим Спиридонов характеризует одним словом: «Расколбас». Пользователям непонятно их профессиональное будущее, они растеряны. В этом состоянии они не могут сформулировать образовательные запросы.

Наталья Царевская-Дякина ожидает «авральный всплеск» интереса к сервисам, которые обеспечивают работу в удаленном доступе: вышедшие на карантин менеджеры бросятся срочно изучать облачные инструменты, если они до сих пор не научились ими пользоваться.

С этим мнением согласен совладелец студии «Видеоинструмент Рунета» Олег Хан. Он видит резкий рост интереса к онлайн-конференциям: «Студия получает по 50 писем в день с просьбой организовать виртуальное пространство для общения компаний со их клиентами и партнерами. Оффлайновые форумы отменяются, организаторы срочно ищут возможности, как перенести мероприятия в виртуальную среду».

Алена Владимирская, руководитель «Лаборатории карьеры Алены Владимирской» уверена в том, что переход на работу в удаленном формате не должен стимулировать рост рынка онлайн-образования: «Во время рабочего дня сотрудник должен заниматься работой. Не смотреть сериалы, не учиться, если это только не предполагается рабочим процессом. Он должен делать свою работу и не должен делать ничего другого!»

Вирус: перезагрузка отрасли

В результате финансового кризиса многие россияне будут вынуждены сменить профессию, сферу деятельности, и это повысит спрос на образовательные продукты, считает Максим Спиридонов. Однако спрос на обучение будет ограничиваться стремлением «поджать потребление».

Руководитель продюсерского центра MyProduce Александра Дорофеева уверена в том, что в долгосрочной перспективе коронавирусный кризис обернется ростом рынка онлайн-образования.

Венчурный инвестор, основатель A.Partners Алексей Соловьев считает, что рост рынка приведет к росту стоимости российских компаний Edtech. Пока же, как говорит Алексей, многие инвестиционные сделки на рынке EdTech остановлены: в одних случаях инвесторы видят взлет трафика, в других – падение продаж. И то, и другое смущает инвесторов, они хотят подождать до тех пор, пока рынок не стабилизируется.

Александр Ларьяновский полагает, что кризис вызовет перезагрузку образовательной отрасли: «Система российского образования после пандемии коронавируса будет совсем иной, чем до пандемии».

Сторонники перехода в цифровой формат увидели в пандемии мощный аргумент в поддержку своих планов.  Поэтому вузы и школы – пионеры цифрового обучения – будут переносить в онлайн лекции, учебники, семинары, экзамены, а отстающие учебные заведения будут вынуждены тянуться за лидерами. В результате у школьников, студентов и их родителей будет формироваться новое понимание того, как должен быть устроено образование: оно станет преимущественно цифровым, классная доска с мелом окончательно уйдет в прошлое.

Об этом говорили участники профессиональной дискуссии по проблемам онлайн-образования, которую 25 марта 2020 года организовали компании TalentTech, «Нетология» и EdMarket в связи с презентацией исследования о динамике Edtech-рынка. CЕО Foxford Владимир Алешин сказал, что институты «обычного» образования начинают эволюционировать, и что в интересах EdTech-компаний поддержать эти обновления, потому что речь идет не о косметических изменениях, но о глубинных переменах в понимании того, как в XXI веке люди будут получать знания.

Как спасти бизнес во время пандемии коронавируса? Школа миллиардера предлагает антикризисные курсы и вебинары. Присоединяйтесь!

Фото: pixabay.com

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Регистрация

Забыли пароль? Пожалуйста введите ваш емэйл адрес. Вы сможете сменить его через линк в письме.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам